Покраска автомобиля - дело тонкое и каждый автомаляр имеет в запасе как минимум 23 способа испортить всю свою работу. Ошибки совершают все, и начинающие и профессионалы – главное делать правильные выводы из этих ошибок и больше не повторять их. Однако очень часто найти причину ошибки покраски бывает достаточно сложно. Один лишь процесс лакировки содержит более десятка технологических операций, и очень важно соблюдать все технические процедуры.

Большое влияние на ход покраски оказывают условия мастерской (температура окружающей среды и окрашиваемой поверхности, мощность компрессора и качество сжатого воздуха и т.п.). Помимо нарушения технологии покраски ошибки могут возникать из-за неправильных пропорций смешивания ЛКМ (лакокрасочных материалов), либо из-за использования несовместимых или низкокачественных материалов.

Цена ошибки может быть разной. В некоторых случаях дефекты покраски удается удалить «малой кровью», а в некоторых только путем полной перекраски. Знание причины появления дефекта поможет вам максимально уменьшить вероятность его возникновения, а знание способов его удаления даст возможность устранить его с наиболее меньшими временными и материальными затратами.

Перечень дефектов покраски 

  • Апельсиновая корка, шагрень
  • Потеки
  • Помутнение (дымчатость)
  • Кратеры или «Рыбий глаз»
  • Проколы
  • Выпучивание растворителя
  • Потускнение (матовость)
  • Слабая наглядность рисунка (опыление под лаком, нарезка на серебре, орлы от протертостей)
  • Образование трещин
  • Крупинки и пыль
  • Слабое высыхание
  • Следы от шлифовки (нарезка), следы от шпатлевки
  • Ухудшение прилипания шпатлевки
  • Разброс цвета
  • Потемнение или пятнистость
  • Отсутствие адгезии (отслаивание, расслоение краски)
  • Туманность краски или сухое нанесение
  • Несовпадение цвета
  • Пожелтение лака
  • Прозрачность, плохая укрывистость
  • Кровавый закат
  • Меление
  • Выцветание

    Апельсиновая корка, шагрень 

    Дефект, когда слой краски или лака имеет неравномерную структуру, похожую на кожицу апельсина называется апельсиновой коркой (рис. 1). Если ваша машина окрашена в оранжевый цвет, без сомнения это может придать особый шарм и вы можете утверждать, что это задумка креативного автомаляра, но в большинстве случаев это все же останется браком. Основной его причиной является быстрое испарение растворителя в процессе распыления краски.

    Очень похожий дефект, но с «неравномерностью структуры» большего размера называется шагрень (рис. 2).

    Причины

    1. Вследствие того, что концентрация жидкости недостаточно снижена, вязкость повышается (шагрень).

    2. В применяемых условиях растворитель испаряется из высыхающего материала очень быстро (шагрень и апельсиновая корка).

    3. Превышение температуры. Когда температура окружающей среды очень высокая, разбавитель «на ходу» испаряется из краски, и она высыхает до нанесения и ложится некорректно (апельсиновая корка).

    4. Неподходящие настройки пистолета или технология нанесения.

    а) нанесен чрезмерно толстый или тонкий слой материала, пистолет при нанесении находится очень далеко от поверхности (шагрень и апельсиновая корка);

    б) неподходящее давление пистолета и размеры сопла (шагрень и апельсиновая корка);

    5. Неправильно подобранное время высыхания между слоями (шагрень и апельсиновая корка).

    Предотвращение

    1. Снизить вязкость с помощью добавления растворителя до рекомендуемой пропорции.

    2. Исходя из температурного режима в помещении, где проходит покраска, влажности, движения воздуха и размера восстанавливаемой поверхности выбрать подходящий растворитель. При высокой температуре окружающей среды следует выбирать медленные отвердители/растворители, для низкой температуры, наоборот, быстрые растворители/отвердители.

    3. Использовать соответствующие настройки пистолета, давления воздуха и технику нанесения. Для краски рекомендуется использовать дюзу 1,3мм, для лака 1,4, для грунта 1,7мм. Давление для пистолетов HVLP около 2.0 бар, для LVMP – в среднем 2,5 бар.

    4. Дать должное время для высыхания между слоями. Для каждого материала время межслойки должно быть указано на банке.

    5. Подготовить поверхность должным образом.

    6. Избегать экстремальных температур и влажности. Температура подложки должна быть не больше 30°С. Рекомендуемая температура окружающей среды 20°C, а температура подложки должна быть в пределах температуры окружающей среды.

    Справка: температура подлоги на солнце нагревается до 60°С.

    Восстановление

    1. Если после высыхания слоя краски степень дефекта апельсиновой корки (на сленге маляров «шагрень) велика, отполировать поверхность, отшлифовать с помощью наждачной бумаги и отполировать до достижения блеска.

    2. Если дефект не устранен, отшлифовать до гладкой поверхности и покрыть заново, т.е. говоря просто – заново перекрасить. 

    Потеки

    Один из самых «любимых» дефектов автомаляров, возникающий обычно на наклонных частях кузова. Из-за неравномерного прилипания при нанесении в слое краски/лака образуются пузырьки или капли, в результате чего слой краски/лака сползает. Обычно пузырьки появляются в следствии перегрева материала, а капли образуются из-за переразбавленности краски/лака разбавителем, но есть и другие причины.

    Причины

    1. Избыточное количество и/или медленное испарение растворителя.

    2. Нанесение слоев без выдержки соответствующего времени для высыхания.

    3. Нанесение слишком мокрое –два слоя были нанесены без межслойной сушки.

    4. Некорректные настройки пистолета – слишком низкое давление воздуха.

    5. Неравномерный характер нанесения.

    6. Температура подложки и окружающей среды слишком низкая, и/или слабая вентиляция.

    7. Поверхность грязная, жирная – не обезжирена антисиликоновым растворителем или слой краски не отшлифован. Если на грязную поверхность нанести акриловую краску или лак, появятся кратера и материал потечет.

    Предотвращение

    1. Если в помещении холодно, необходимо увеличить время межслойки и перед нанесением следующего слоя проверить лак или акриловую краску «на отлип».

    Справка: проверка «на отлип» заключается в прикладывании пальца к нанесенному материалу, и в момент отведения от материала, если за пальцем лак/акриловая краска не тянется, значит, она готова к нанесению второго слоя.

    Восстановление

    1-й вариант. Удалить слой краски с помощью растворителя, очистить и покрыть заново. 
    а) если дефект выявлен по-мокрому, т.е. краска еще не засохла, то снять краску можно растворителем распылив его из краскопульта. Данный способ достаточно грязный, т.к. вся краска стечет на пол.

    б) если дефект локальный, и краска уже подсохла, можно аккуратно снять подтеки салфеткой смоченной растворителем.

    2-й вариант. При достаточном опыте можно попробовать задуть дефект третьим слоем.

    3-й вариант. После полного высыхания удалить излишки краски с помощью шлифовочного блока Р1000-2000 или наждачной бумаги более мелкого зерна, отполировать до достижения блеска.

    4-й вариант. Отшлифовать до гладкой поверхности и покрыть заново, т.е. перекрасить.

     

    Помутнение (дымчатость)

    Образование молочно-серых облаков на поверхности слоя краски. Обычно данный дефект возникает при покраске при низкой температуре окружающей среды и высокой влажностью, в результате которых на окрашиваемой поверхности образуется конденсат или иней.

    Причины

    При нанесении во влажный условиях, воздух из пистолета и испарение растворителя снижают температуру подложки ниже точки росы, приводя к влажности в воздухе и выпадению конденсата в и на слое краски. Условия ухудшаются в следующих случаях:

    1. слишком быстрое высыхание или плохое качество применяемого растворителя;

    2. обдувка воздухом слоя краски для более быстрого испарения растворителя;

    3. недостаточный нагрев и/или движения воздуха.

    Предотвращение

    1. Использовать растворитель хорошего качества и подходящий для условия применения (когда холодно – быстрый растворитель, в обычных условиях - стандартный, и когда жарко - медленный).

    2. Установить правильные настройки пистолета и технически правильно наносить краску.

    3. Убедиться, что покрасочная камера хорошо проветривается и в достаточной мере прогрета – оптимально 20-25°С.

    Восстановление

    1. При появлении помутнений во время нанесения:

    а) нагреть дефектный участок;

    б) добавить медленный растворитель и нанести дополнительный слой.

    2. Если слой высох, в некоторых случаях небольшая мутность может быть откорректирована путем полировки.

    3. В отдельных случаях понадобится шлифовка и повторное покрытие, т.е. перекраска.

     

     

    Кратеры или «Рыбий глаз»

    Маленькие воронкообразные отверстия в слое краски или лака, образующиеся в процессе распыления, либо сразу после завершения покраски в среде автомаляров называются кратерами. Основная причина кратеров – частицы силикона, содержащихся во многих современных полиролях, воске и парафине.

    Причины

    1. 3агрязнения:

    а) Поверхность загрязнена маслом, воском, силиконом, жиром и т.д. Силикон крепко прилипает к слою краски и требует дополнительных усилий для его удаления. Даже маленькое количество шлифовочной пыли может привести к такому виду дефекта;

    б) Остатки мыла или моющего средства на окрашиваемой поверхности;

    в) Загрязнения воздуха, краскопульта, других средств и оборудования для нанесения краски при обработке.

    Предотвращение

    1. Полностью очистить поверхность от воска и жира.

    2. Установить воздушные фильтры, что поможет предотвратить масляные загрязнения и влажность.

    3. Убедиться в работоспособности краскопульта и компрессора высокого давления.

    Восстановление

    1. В обычных случаях, повторно покрыть пораженную область после сушки между слоями с добавлением в краску антикратерной добавки.

    2. Закапать кратера лаком/акриловой краской, высушить и обработав наждачной бумагой хорошо отполировать.

    3. В особых случаях, отшлифовать обрабатываемую поверхность, тщательно вымыть и заново покрыть – т.е. перекрасить заново.

     

    Проколы

    Углубления (микроотверстия) проявляющиеся с верха до низа всего покрытия. Проколы появляются из-за прорыва схватившегося верхнего слоя лакокрасочного материала растворителем либо парами воды из нижнего слоя.

    Причины

    1. Чрезмерная толщина слоя и недостаточное время высыхания.

    2. Плохо подобранный растворитель, а также его неправильная пропорция, плохое качество или неправильная температура сушки.

    3. Неправильный процесс очистки или другой подготовки поверхности, приводящий к образованию жидкости и проколов в процессе испарения.

    4. Несоответствующее время выдержки перед принудительной сушкой, внезапный нагрев, слишком быстрое высыхание, т.е. вскипание материала из-за превышения температуры сушки.

    5. Слишком высокая температура самой подложки.

    Восстановление

    1. Отшлифовать до слоя шпатлевки, заполнить проколы (поры) и там, где требуется переделать шпатлевочные работы заново, затем убедится в отсутствии пор и продолжить процесс нанесения краски.

    2. Проколы или царапины в слое шпатлевки после шлифовки могут быть заполнены тонким слоем финишной, мелкодисперсной или нитро шпатлевки. Распределитель необходимо держать вертикально к поверхности, так шпатлевка будет попадать в отверстия и не выдавливаться из них при каждом последующем мазке. 

     

    Выпучивание растворителя 

    Маленькие пузырьки в верхнем слое краски, некоторые лопнувшие.

    Причины

    Часто наблюдается такая ситуация, когда влага попадает в слои краски, даже при самой высококвалифицированной работе. Когда влага оказывает большое давление на слой краски, это снижает прилипание между слоями или прилипание всех слоев к подложке. Затем мелкие пузырьки выходят наружу. Такое часто случается в жаркие, дождливые или влажные дни.

    1. Основная причина: неправильная подготовка и очистка поверхности. Поверхность не высохла полностью после шлифовки или очистки. Вместо рекомендованного обезжиривателя использование бензина или ацетона, который содержит частички воды и другие вещества, которые остаются на поверхности.

    2. Не достаточное время для полного испарения растворителя из-за неподходящего времени выдержки между слоями.

    3. Применение быстросохнущего растворителя или высоковязкой краски.

    4. Растворитель плохого качества не позволит грунту полностью высохнуть. После покрытия верхним слоем, растворитель, оставшийся между слоями, испарится и приведет к появлению мелких пузырьков.

    5. Недостаточное время выдержки перед принудительной сушкой, внезапный нагрев, слишком быстрое внешнее высыхание (быстрая полимеризация наружного слоя ЛКМ).

    6. Слишкм высокая температура сушки.

    7. Слишком высокое давление воздуха краскопульта или использование метода нанесения грунта «по-сухому».

    Восстановление

    Шлифовка и повторное покрытие.

     

    Потускнение (матовость) 

    Красивый блеск мокрой поверхности (высокий глянец), но тускнеет при высыхании или старении. Особенно часто данному дефекту подвержены синие и красные краски.

    Причины

    1. Грубая подложка и жесткая наждачная бумага приводит к более сильному впитыванию верхних слоев.

    2. Превышение толщины слоя базового покрытия приводит к впитыванию лака.

    3. Покраска поверх шпатлевки, которая полностью не высохла.

    4. Недостаточно сухой лак перед полировкой.

    5. Неправильное количество растворителя.

    Восстановление

    Отполировать для повышения блеска после полного высыхания. При необходимости отшлифовать и заново покрыть.

     

    Слабая наглядность рисунка

    Этот дефект также имеет такие названия: опыление под лаком, нарезка на серебре, орлы от протертостей

    Наглядность рисунка - это значение, характеризующее качество подложки и слоя краски, которое тесно связано с гладкостью и блеском слоя краски. Слабая наглядность рисунка значит плохое исполнение отделки. Наглядность рисунка может быть определена зрительно.

    Причины

    1. Грубая подложка, жесткая наждачная бумага или ненадлежащая шлифовка.

    2. Нанесение краски было вертикальное, недостаток блеска, покрытие слишком мелкозернистое и матовое.

    3. Плохие условия покрасочной камеры приводят к наличию мелких частиц на слое краски и снижению блеска.

    4. Плохое распыление, приводящее к появлению сильной апельсиновой корки.

    5. Неподходящая толщина, приводящая к ненасыщенности.

    Восстановление

    После высыхания отшлифовать, затем отполировать до блеска и покрыть другим продуктом более высокого качества.

     

    Образование трещин 

    Наличие не связанных между собой трещин разной ширины, длины и глубины на поверхности краски. Происходит этот дефект из-за ослабления слоя лака/акриловой краски под воздействием окружающей среды.

    Причины

    1. Наличие трещин на предыдущем слое или их некачественная шлифовка перед покрытием.

    2. Несовместимость материалов выбранных для ремонта.

    3. Неподходящее состояние подложки:

    а) слишком грубый шлифовочный материал;

    б) не совсем чистая поверхность;

    в) неправильное применение кузовного грунта.

    4. Нанесение термокраски на недостаточно затвердевший слой краски или слой термопласта.

    5. Чрезмерная толщина: толщина краски (особенно при сушке на воздухе), низкая переносимость холода приводят к трещинам.

    6. Краска недостаточно хорошо перемешана с отвердителем и растворителем перед нанесением, с низким содержанием или содержанием не подходящего растворителя.

    7. Подложка слишком горячая или слишком холодная во время нанесения.

    Восстановление

    1. При несильных поражениях, отшлифовать поврежденную поверхность и заново покрыть краской.

    2. В серьезных случаях, удалить существующий слой краски и повторить весь процесс нанесения заново.

     

    Крупинки и пыль 

    Крупинки, грязь и пыль в слое краски, которые могут попасть как во время, так и после покраски на окрашиваемую поверхность. В любом случае причина этого дефекта в несоблюдении чистоты в рабочем помещении, или использование краски, которая не соответствует условиям покраски.

    Причины

    1. Испорченные потолочные фильтры в покрасочной камере или в комнате принудительной сушки.

    2. Нетщательно вымытая поверхность перед нанесением краски.

    3. Сухие комки пигментов по краям банки и недостаточно хорошо профильтрованная краска перед нанесением.

    4. Не полностью выдутая грязь в выемках на кузове автомобиля.

    5. Грязная покрасочная камера.

    6. Плохой воздушный фильтр.

    7. После нанесения частички пыли из воздуха приземлились на окрашиваемую поверхность.

    8. Испорченная краска.

    Восстановление

    1. Для очень маленьких частиц, отшлифовать очень аккуратно с применением воды и затем отполировать.

    2. При серьезных поражениях, отшлифовать и затем покрыть краской заново.

     

    Слабое высыхание 

    Слой краски не высох надлежащим образом после требуемого времени выдержки и требуется дополнительное время для полного высыхания.

    Причины

    1. Неправильная пропорция смеси 2К краски (слишком много или слишком мало отвердителя).

    2. Неподходящий отвердитель.

    3. Температура не соответствует требованиям. Если температура будет ниже 10°С, то время высыхания будет слишком долгим.

    4. Превышение толщины слоя краски.

    5. Плохие погодные условия и плохая вентиляция.

    6. Несовместимый с другими ЛКМ, плохого качества или неправильно подобранный растворитель.

    Восстановление

    1. Повысить температуру при сушке, чтобы дать слою высохнуть полностью.

    2. Если краска не сохнет даже при более высокой температуре, отшлифовать, удалить слой краски и нанести все заново.

     

    Следы от шлифовки (нарезка), следы от шпатлевки    

    Во время высыхания краски, поверхность теряет блеск и дефекты нижнего слоя или подложки становятся видны на поверхности, автомаляры называют это усадкой или нарезкой.

    Причины

    1. Неправильное зерно наждачной бумаги и плохая шлифовка.

    2. Недостаточное время выдержки между слоями.

    3. Плохие условия сушки.

    4. Шлифовка грунта, когда о